Бизнес-тренинг Родигина Леонида Андреевича ]

Актуальность компьютерных моделей в бизненг-тренинге

    Необходимость актуализации технологий ведения бизнеса, внедрения современных моделей управления и организации процессов требует адекватных методик повышения квалификации и адаптации персонала. Лучшим вариантом для повышения квалификации считается прохождение бизнес-тренингов. Бизнес-тренинг – это особая форма обучения, в которой учтены все нюансы и особенности той или иной сферы деятельности. Бизнес-тренинг нацелен на повышение эффективности труда, на практическое использование полученных знаний. Признано, что в самом бизнес-тренинге лучший вариант - деловая игра, так как:

• деловая игра - имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия;
• деловая игра требует активной ориентации на профессиональные задачи в поведении преподавателя (тренера) и всей группы;
• в деловой игре более важны профессиональные компетенции, нежели нравственно-психологические качества личности.

    Для достоверной имитации профессиональной деятельности в идеале требуется реально действующий объект. Однако на практике использование действующего объекта для тренинга сопряжено с неизбежными рисками ошибочных действий стажеров. Последствия ошибок могут нанести существенный ущерб бизнесу. Современные компьютерные технологии позволяют моделировать различные объекты тренинга. Тем самым, последствия ошибок исключаются полностью. Однако возникает проблема соответствия бизнес-модели реальному объекту, решение которой носит технический характер.
    Экономическому моделированию посвящены труды многих авторов, среди которых: Горелов В.И., Дядьков О.Н., Емельянов Д.В., Емельянова М.В., Карелова О.И., Ледащева Т.Н., Наймарк К.В., Нейман В.Г., Родигина В.В. , Шапиро И.С., Цисарь И.Ф. Компьютерные бизнес-модели туристских объектов разрабатывались специалистами Российской международной академии туризма, в числе которых: Вуколов Э.А., Дмитриев Г.П., Зуева Л.А., Кальней В.С., Карели И.С., Медников А.В., Родигин Л.А., Сеселкин А.И., Тарасова Г.И., Фадеева Н.В., Филиппов В.А.
    Бизнес-моделирование представляет собой процесс разработки и внедрения различных бизнес-моделей организации (стратегия, бизнес-процессы, организационная структура, качество и др.) с целью формализации и оптимизации её деятельности. Бизнес-модель – это формализованное описание (например, графическое) определенного аспекта или сферы деятельности организации. Интернет-проект www.Родигин.РФ имеет целью проверить теоретические и практические рекомендации по использованию компьютерных моделей в бизнес-тренинге менеджмента гостиниц.
    В настоящее время существует впечатляющее разнообразие методик и методов моделирования менеджмента, среди которых разработка и внедрение системы сбалансированных показателей BSC / KPI; описание бизнес-процессов; анализ, оптимизация, повышение качества бизнес-процессов; управление бизнес-процессами на долгосрочной основе; функционально-стоимостной анализ (ФСА) и имитационное моделирование; описание и оптимизация организационной структуры, численности персонала; построение систем мотивации персонала; построение и организация функционирования системы менеджмента качества (ISO 9000); управление проектами (в том числе по PMBOK – Project management body of knowledge); построение комплексной бизнес-модели организации; бенчмаркинг; Lean, 6 Sigma; TQM (всеобщее управление качеством), а также различные отраслевые методики и стандарты и разработки консалтинговых компаний. Главная особенность бизнес-моделирования заключается в том, что в его основе должны лежать бизнес-процессы. Именно система управления бизнес-процессами (СУБП) является фундаментом, на котором строится большое количество других систем управления и технологий. Поэтому в нашем исследовании цель Интернет-проекта www.Родигин.РФ конкретизируется решением следующих задач:

• Определить содержание, разработать состав и архитектуру компьютерных моделей гостиницы и рынка гостеприимства;
• Разработать алгоритмы и программные коды функциональности моделей гостиницы;
• Адаптировать существующие бизнес-модели к условиям гостеприимства;
• Разработать методику использования компьютерных моделей в бизнес-тренинге менеджмента гостиниц.

    В менеджменте предприятий современные компьютерные технологии позволяют смоделировать объект, а информационно-коммуникационные – предмет управления. Нами разработана деловая on-line игра для среднего звена менеджмента предприятий на примере организации деятельности служб гостиниц по бронированию. В качестве объекта моделирования выбран мотель по следующим причинам:

• ограничения звездности – потолок качественных характеристик для мотелей по европейской классификации ограничен четырьмя звездами, что ближе к реальным условиям России, чем 5 звезд;
• мотели активно строятся, продаются и покупаются вдоль протяженных, опять же, российских, трасс.

    Это значит, что мотель более востребован для потенциальных российских кадров.
Модель мотеля предназначена для бизнес-тренинга среднего звена менеджмента, ориентированного на качество обслуживания гостей и позволяет организовывать:

• Ситуационные бизнес-тренинги
Бизнес изобилует различными нестандартными ситуациями, которые могут в значительной степени усложнить весь рабочий процесс. Ситуационные бизнес-тренинги позволяют человеку грамотно оценить сложившуюся ситуацию, определить оптимальные пути решения той или иной проблемы;
• Тренинги по урегулированию конфликтных ситуаций
Конфликты возникают не на пустом месте. У каждого конфликта существует своя предыстория, свои вполне объяснимые и логичные причины. И если эти причины выявить на первоначальном этапе, то можно избежать последствий конфликтной ситуации. С помощью специализированных тренингов человек сможет регулировать разрешение межличностных конфликтов;
• Тренинги эффективных продаж
Бизнес-тренинги эффективных продаж включают комплекс мероприятий, охватывающих многие аспекты профессиональной деятельности коммерческого предприятия.

    Для топ-менеджмента ориентиром является ниша мотеля на рынке. Рыночная ситуация имитируется компьютерной моделью олигархического рынка «Дельта», свободно распространяемой в России фондом Хайнца Никсдорф (www.nixdorf.ru). В условиях олигополии предложение на рынке определяется действиями немногих равноправных продавцов, а спрос формируется мелкими потенциальными покупателями. В такой модели маневры конкурентов немедленно ощущаются всеми участниками рынка. Для успеха деятельности топ-менеджемент должен учитывать действия конкурентов, качество продуктов, особенности рынка и определить свою маркетинговую стратегию. Модель позволяет организовывать управленческие бизнес-тренинги.
    Управленческие бизнес-тренинги являются хорошей возможностью руководителю предприятия повысить свои профессиональные качества. При помощи данных тренингов руководитель сможет лучше понять сам процесс управления, сформировать лидерские качества.
    Новизна Интернет-проекта www.Родигин.РФ определяется следующим.
1. Разработана компьютерная модель мотеля, алгоритмы и программные коды функциональности моделей гостиницы;
2. Сформулирован комплекс специфических требований к информационной системе компьютерного моделирования гостиницы на рынке гостеприимства, обеспечивающих:

• нацеленность на экономически подготовленных пользователей модели гостиницы, имеющих компьютерную подготовку не ниже уровня средней российской школы;
• достоверность моделей при создании, хранении и воспроизведении документооборота менеджмента;
• высокий уровень достоверности виртуальных производственных ситуаций;
• многократное использование любых элементов и компонентов компьютерных моделей;
• обязательное включение окружающей рыночной среды при описании моделей.

3. Разработана методика использования компьютерных моделей в бизнес-тренинге менеджмента гостиниц, включающая ситуационные бизнес-тренинги, тренинги по регулированию конфликтных ситуаций, тренинги эффективных продаж и управленческие бизнес-тренинги.
    Теоретическая значимость Интернет-проекта заключается в методическом обеспечении бизнес-тренинга на основе совершенствования функциональности моделей информационной системы менеджмента гостеприимства.
        Практическая значимость исследования заключается во внедрении компьютерных моделей мотеля и рынка гостеприимства в учебный процесс Российской международной академии туризма. К февралю 2015 число участников игр составило более 400, что, на наш взгляд, является впечатляющей апробацией.

        Считается, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении и состоянию дел в компании после тренинга и т.д. Методически предусмотрено проведение тренинга с использованием модели мотеля в два этапа: система заданий по линейной схеме управления на примере администратора мотеля и по функциональной схеме управления на примере менеджера по продажам. Временной разрыв между этапами тренинга достигал от 6 до 10 месяцев. Участникам второй части тренинга оказалось достаточно 2-х часов, чтобы вспомнить основные функции администратора гостиницы. Столь быстрое восстановление знаний напрямую связано со систематизацией, структурированием и формализацией предметных знаний, постановкой и алгоритмизацией решения задач в компьютерной модели и с выработкой навыков в процессе тренинга. Более того, поскольку ядро системы одно и тоже, тренинг в новой более сложной предметной области легче организуется, участники быстрее сосредотачиваются, настраиваются на деловой лад и принимают правила игры. Значит, учебный процесс идет эффективнее.


Яндекс.Метрика